Важно знать об изменениях в уголовном и административном законодательстве РФ
1. Террористические преступления не имеют давности.
Федеральный закон от 05.05.2014 №130-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Дата вступления в силу: 05.05.2014.
Закон запретил применение сроков давности к лицам, совершившим террористические преступления (теракт, содействие террористической деятельности, захват заложника и т.д.). Теперь такие лица не могут рассчитывать на освобождение от уголовной ответственности только из-за того, что со дня преступления прошло много лет.
Поправки в УК РФ также запрещают назначать таким лицам более мягкое наказание, чем предусмотрено за соответствующее преступление (ст. 64 УК РФ), условное осуждение, а также предоставлять им отсрочку от отбывания наказания в связи с беременностью или наличием ребенка (ст. 82 УК РФ). Максимальный срок лишения свободы, который может быть назначен за совершение террористических преступлений, составит 35 лет (по совокупности приговоров). Для всех иных преступлений максимальный срок лишения свободы по совокупности приговоров составляет 30 лет. Совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма будет рассматриваться как отягчающее обстоятельство. Закон усилил наказания за совершение отдельных террористических преступлений. В частности, теперь за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ), организацию террористического сообщества и участие в нем (ст. 205.4 УК РФ) может быть назначено пожизненное лишение свободы. Дополнением к ст. 212 УК РФ введена ответственность за прохождение обучения в целях организации массовых беспорядков с максимальным наказанием до 10 лет лишения свободы. Согласно поправкам в УПК РФ все дела о террористических преступлениях будут рассматриваться Московским и Северо-Кавказским окружными военными судами. Установлена административная ответственность за оказание финансовой поддержки терроризму (ст. 15.27.1 КоАП РФ) с максимальным штрафом до 60 миллионов рублей для юридических лиц, а также за неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму. Закон расширил права сотрудников ФСБ России. Теперь они могут не только проверять документы, но и проводить личный досмотр граждан, а также досмотр их вещей и транспортных средств, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении административных правонарушений и преступлений, расследование которых отнесено к ведению ФСБ России.
2. Установлена уголовная ответственность за реабилитацию нацизма.
Федеральный закон от 05.05.2014 №128-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Дата вступления в силу: 15.05.2014.
В частности, отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, совершенные публично, будет наказываться штрафом до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2-х лет, либо принудительными работами до 3-х лет, либо лишением свободы на тот же срок. Также установлена административная ответственность за публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенное с применением СМИ или сети Интернет.
3. Штрафовать будут за нарушения в сфере не только государственного, но и муниципального контроля.
Федеральный закон от 05.05.2014 № 125-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Дата вступления в силу: 15.05.2014
Штрафовать будут за нарушения в сфере не только государственного, но и муниципального контроля. Кодекс устанавливает ответственность за правонарушения в сфере госнадзора (контроля). Поправками она распространена на муниципальный контроль.
В частности, речь идет о таких правонарушениях, как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа надзора (контроля), воспрепятствование проведению проверок или уклонение от них, невыполнение в установленный срок предписания (постановления, представления, решения) об устранении нарушений законодательства, непредставление органу надзора (контроля) запрашиваемых сведений. Это также нарушение должностным лицом названного органа порядка проведения проверок.
4. Установлена административная ответственность на нарушения в сфере закупок товаров, работ и услуг госкорпорациями и госкомпаниями.
Федеральный закон от 05.05.2014 №122-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".Дата вступления в силу: 15.05.2014.
В частности, закон дополнил КоАП РФ статьей 7.32.3, которая вводит штрафы за нарушение порядка закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (госкорпорациями, госкомпаниями, естественными монополиями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями и т.д.). В качестве такого нарушения будет рассматриваться, в частности: несоблюдение электронной формы закупок товаров, работ, услуг; нарушение установленных законом сроков размещения информации о закупке в единой информационной системе в сфере закупок либо неразмещение информации, предусмотренной законом, в данной системе;
несоблюдение требований к содержанию извещений и (или) документации о закупке; предъявление к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам требований, которые не указаны в документации о закупке.
За невыполнение в установленный срок законного решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль в сфере таких закупок, введен административный штраф в размере до 500000 рублей для юридических лиц. Кроме того, КоАП РФ дополнен статьей 19.7.2-1, которая предусматривает ответственность за непредставление информации либо представление заведомо недостоверной информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках в контролирующий орган. За данное нарушение будет назначаться штраф в размере до 15000 рублей для должностных лиц и до 50000 рублей - для юридических лиц.
5. Установлена административная ответственность за нарушение требований о передаче технической документации на многоквартирный дом управляющей организации или собственнику.
Федеральный закон от 05.05.2014 №121-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".Дата вступления в силу: 15.05.2014
Отказ от передачи технической документации, либо уклонение от передачи таких документов, либо нарушение порядка и сроков их передачи повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 2000 до 5000 рублей, на должностных лиц - от 30 тысяч до 40 тысяч рублей, на юридических лиц - от 150 тысяч до 200 тысяч рублей. Совершение данного правонарушения должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, повлечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.
6. Установлена административная ответственность за нарушение законодательства о донорстве крови и ее компонентов.
Федеральный закон от 05.05.2014 №119-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Дата вступления в силу: 15.05.2014
Так, несоблюдение субъектами обращения донорской крови или ее компонентов, осуществляющими их заготовку, хранение, транспортировку и клиническое использование, требований безопасности технического регламента о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии, повлечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. За несообщение или сокрытие информации о реакциях и об осложнениях, возникших у реципиентов в связи с трансфузией (переливанием) донорской крови или ее компонентов, субъектами обращения донорской крови или ее компонентов, осуществляющими их клиническое использование, установлена ответственность в виде предупреждения либо штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, а на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
При перемене места жительства подопечного можно отчуждать любое принадлежащее ему жилое помещение.
7. Введено уголовное наказание за кражу автомобильных номеров.
Федеральный закон от 05.05.2014 №105-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Дата вступления в силу: По истечении 90 дней после дня его официального опубликования. Установлена уголовная ответственность за незаконное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства. Условие - деяние совершено из корыстной заинтересованности либо в целях тяжкого (особо тяжкого) преступления. Виновных будут штрафовать (до 200 тыс. руб. или в размере зарплаты, иного дохода осужденного за период до 1 года) либо назначать обязательные/исправительные работы (до 360 часов и до 1 года соответственно). Еще один вид наказания - лишение свободы на срок до 1 года. За преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой, ответственность усилена. Уголовные дела данной категории отнесены к компетенции дознавателей и следователей органов внутренних дел. В иных случаях (когда нет признаков уголовно наказуемого деяния) будут привлекать к административной ответственности. Установлен штраф в размере от 2 тыс. руб. до 5 тыс. руб. или арест на срок до 15 суток.
8. Установлены четкие критерии, которыми должен руководствоваться суд при решении вопроса об УДО.
Федеральный закон от 05.05.2014 №104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Дата вступления в силу: 15.05.2014.
Поправки касаются отдельных вопросов освобождения от уголовного наказания и исполнения наказания в виде лишения свободы. Установлены четкие критерии, которыми обязан руководствоваться суд при решении вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного, замене ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания или изменении вида исправительного учреждения. Согласно поправкам должны учитываться поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, отношение к совершенному деянию. Также учитывают, возместил ли осужденный причиненный ущерб. При решении вопроса об УДО не последнюю роль играет заключение администрации исправительного учреждения. В отношении страдающих педофилией, осужденных за преступления против половой неприкосновенности малолетних, помимо вышеперечисленного берут во внимание применение к ним принудительных мер медицинского характера, их отношение к лечению и результаты судебно-психиатрической экспертизы (последние учитывали и ранее). Особый акцент сделан на учете поведения осужденного в течение всего периода отбывания наказания (включая случаи перевода из одного исправительного учреждения в другое). Вопросы, связанные с УДО, заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания или изменением вида исправительного учреждения, рассматриваются судом только по месту постоянного отбывания наказания осужденными. Поэтому подавать в суд ходатайства осужденных и характеристики на них, вносить соответствующие представления должна администрация исправительного учреждения, в котором осужденный постоянно отбывает наказание. Это позволит исключить случаи необоснованного применения указанных мер к осужденным, временно переведенным в иные учреждения УИС. Уточняется порядок исполнения наказания в виде лишения свободы. В отношении осужденных, переведенных в СИЗО для участия в следственных действиях и судебном разбирательстве, в законе прямо закрепляется требование об их обязательном возвращении в исправительное учреждение, в котором они постоянно отбывали наказание, после окончания следственных действий и судебного разбирательства. Согласно поправкам осужденный продолжает отбывать наказание в том же исправительном учреждении и в случае назначения ему в период отбывания лишения свободы нового наказания (если при этом суд не изменит вид исправительного учреждения).
9. За заведомо ложное сообщение о теракте будут наказывать строже.
Федеральный закон от 05.05.2014 № 98-ФЗ "О внесении изменений в статью 207 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Дата вступления в силу: 15.05.2014.
Поправки касаются уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Соответствующая статья УК РФ дополнена новой частью. Установлен квалифицированный состав. Это совершение преступления, повлекшего причинение крупного ущерба (более 1 млн руб.) или наступление иных тяжких последствий. В таких случаях накажут штрафом до 1 млн руб. или в размере зарплаты/иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет. Расследование соответствующих уголовных дел (с квалифицированным составом) отнесено к прямой подследственности ОВД, а также к альтернативной (за исключением ФСКН России). Необходимость изменений обусловлена следующим. В последнее время увеличилось количество анонимных звонков об акте терроризма. Причем нарушители прибегают к различным ухищрениям (например, оформляют SIM-карты на подставных лиц, используют средства шифрования данных). Это приводит к вынужденному отвлечению сил и средств в целях предотвращения мнимой угрозы в ущерб решению задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Гражданам причиняются неудобства. Субъекты экономической деятельности несут убытки. Кроме того, наносится крупный материальный ущерб правоохранительным органам в связи с проверкой сообщений о терроризме.
Заместитель прокурора Юрий Самаров