9 июня 2015
В июне 2015 года в профессиональный праздник «День работника статистики», Нижегородстат отмечает 180-летие со времени образования органов государственной статистики Нижегородской области
Нижегородский губернский статистический комитет был образован одним из первых в России, в 1835 г. Поскольку в то время статистические комитеты учреждались под председательством гражданских губернаторов и главным ведением генерал-губернаторов, первым руководителем Нижегородского губернского статистического комитета стал действующий тогда Нижегородский генерал-губернатор Михаил Петрович Бутурлин. К деятельности нижегородской статистической службы были причастны люди, известные не только в пределах нижегородского региона. Это личности российского масштаба: писатель Мельников-Печерский, историк-краевед Александр Гациский, народоволец и публицист Николай Анненский. Становление горьковской статистики советского периода берет свое начало с 1920г., когда было образовано Горьковское областное статистическое бюро. В годы Великой Отечественной войны статистика обеспечивала выявление и мобилизацию всех имеющихся в стране ресурсов для решения неотложных задач в условиях военного времени. Первостепенное значение приобретали срочные переписи материальных ресурсов, обследования и расчеты численности и состава населения, трудовых ресурсов, организация оперативной статистики о работе важнейших в военно-стратегическом отношении предприятий и отраслей народного хозяйства. В послевоенный период работники органов статистики внесли свой вклад в дело восстановления экономики страны, решая задачи учета выполнения народно-хозяйственных планов, повышения достоверности статистических данных и подготовки аналитических материалов для оперативного руководства хозяйством. Особое развитие нижегородская статистика получила в начале 90-х годов, когда были заложены основы региональной информационной системы. Для организации информационно-аналитического обслуживания органов власти и управления в Нижегородском областном комитете государственной статистики был создан отдел региональной статистики, на базе которого в 1993 году был организован информационно-аналитический центр Волго-Вятского региона. Многие наработки осуществлялись впервые в Нижегородстате: разработка и реализация в 1996 году Программы информатизации органов власти и управления, разработка электронных информационно-справочных систем, предназначенных для информирования персонально губернатора и глав администраций районов области. Развитию муниципальной информационной системы способствовало принятие в 1997 году впервые в России Закона Нижегородской области «О муниципальной статистике». Все эти начинания получили последующее распространение в других регионах страны. В конце 90-х активно реализовывались программы международного статистического проекта «Региональная статистика». Тогда заявку на получение консультационно-технического содействия Евросоюза впервые подал территориальный орган - Нижегородский областной комитет государственной статистики. Последние два десятилетия прошли для российской государственной статистики под знаком масштабного реформирования - переход на международную систему счетоводства. Результатом перехода стало внедрение новой системы статистического учета, соответствующей основным принципам сбора официальных статистических данных, а также оптимизация состава официальной статистической информации, минимизация информационной нагрузки на респондентов, модернизация системы сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации, доступность к официальной статистической информации и т.д. За эти годы проведены первые в современной истории России перепись населения 2002 года и сельскохозяйственная перепись 2006 года; создана надежная законодательная база -приняты законы о Всероссийских переписях. Важнейшим событием в статистической деятельности стали разработка и принятие в ноябре 2007 года Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», где установлены принципы официального статистического учета, соответствующие международным требованиям, и механизмы их реализации. Масштабные преобразования произошли и в технологии сбора, обработки и распространения информации. Практически вся деятельность органов статистики сейчас основана на современных информационных технологиях, что значительно увеличивает эффективность, оперативность и качество работы. Сегодня более 80 процентов статистической отчетности от предприятий и организаций Нижегородской области поступает в Нижегородстат в электронном виде. С 2014 года при Нижегородстате действует Общественный совет - совещательно-консультативный орган, в рамках которого организовано взаимодействие граждан, общественных объединений и органов государственной власти с органами статистики для обсуждения актуальных вопросов развития статистики. Несмотря на серьёзные изменения и успешные наработки в области государственной статистики, сохраняются проблемы, а также возникают новые задачи, связанные с процессами, происходящими в экономике страны и жизни общества. В период до 2020 года органам государственной статистики, предстоит выполнить крупномасштабные статистические работы общенационального значения, такие как: -Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года, Всероссийская перепись населения 2020 года, сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, переход ряда отраслей статистики на международные стандарты и новую версию Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, обеспечение эффективного мониторинга основных направлений деятельности Правительства РФ и реализации государственных программ. Сегодня российская государственная статистика представляет собой важнейший элемент инфраструктуры общества, который обеспечивает потребность всех пользователей в достоверной, своевременной и исчерпывающей информации, отражающей основные направления развития страны и ее регионов. Именно на основании данных официальной статистики разрабатываются стратегии развития страны в целом и каждого субъекта Российской Федерации. В этих условиях существенно повышаются требования к статистической информации. Учет мнения информационных партнеров, и прежде всего потребителей информации, стоит во главе угла проводимых преобразований. |
|