«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Во исполнение требований п.1.7 Приказа Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 №93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федерального закона №294-ФЗ) и п.5 приказа Генерального прокурора РФ от 11.08.2010 №313 «О порядке формирования органами прокуратуры Ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» прокуратурой проведена сверка данных с органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля о проведенных внеплановых выездных и плановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за 1 полугодие 2016 года.
Сверке подлежали данные о проведенных проверках следующими органами контроля, уполномоченными проводить такие проверки на поднадзорной территории:
1) органом государственного пожарного надзора – Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Шарангскому району (далее - ОНД и ПР);
2) органом муниципального контроля - Земельным контролем администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области (далее – ОМК ЗК).
Проведение сверки включала в себя истребование в вышеперечисленных органах контроля (государственного надзора) и муниципального контроля сведений о количестве проведенных проверок и изучение материалов проверок на предмет соблюдения требований Федерального закона №294-ФЗ.
Всего в 1 полугодии 2016 года ОНД и ПР проведена 21 плановая выездная и 7 внеплановых выездных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также проведена 1 внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица, согласованная с прокуратурой. ОМК ЗК проведена 1 плановая проверка в отношении юридического лица.
Проверки проведены согласно запланированных мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Жалобы и обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в прокуратуру района по поводу незаконных проверок органа контроля (надзора) и муниципального контроля не поступали.
Изучением материалов проверок 2016 года ОНД и ПР, ОМК ЗК фактов проведения внеплановых и плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в отсутствие законных оснований, фактов несвоевременного проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, фактов проведения проверок без издания распоряжений, либо по распоряжениям, изданным неуполномоченными лицами, а также не составления по результатам проверок актов, фактов неуведомления проверяемых лиц о предстоящей проверке либо уведомления в случаях, когда оно запрещено, фактов нарушения сроков проведения проверки фактов несоблюдения должностными лицами органа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля требований законодательства о государственном контроле (надзоре) не установлено.
При проведении проверки установлено принятие органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля полного комплекса мер по выявленным нарушениям.
«О результатах проверки исполнения требований законодательства при подготовке объектов жилого фонда, социально значимых учреждений, коммунальной и энергетической инфраструктуры к отопительному периоду 2016-2017 гг.»
Прокуратурой Шарангского района проведена проверка исполнения федерального законодательства при подготовке объектов жилого фонда, социально значимых учреждений, коммунальной и энергетической инфраструктуры к отопительному периоду 2016-2017 гг., в том числе проверено соблюдение законодательства о государственной и муниципальной собственности.
При этом особое внимание обращено на исполнение органами местного самоуправления Шарангского муниципального района (далее - ОМСУ) требований законодательства при подготовке к отопительному сезону.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» ОМСУ (администрацией района, администрациями сельских поселений) организовано теплоснабжение на соответствующих территориях.
Меры по ремонту сетей и объектов теплоснабжения, в том числе сетей, находящихся в муниципальной собственности приняты, нарушений неполноты работ на объектах, на которых ранее бы имели место аварии не выявлено.
Ремонт сетей и объектов теплоснабжения, в том числе сетей, находящихся в муниципальной собственности, осуществлялся на основании запланированных мероприятий;
В сентябре текущего года ОМСУ приняты следующие нормативные акты «О поддержании необходимого температурного режима в образовательных организациях района», «О начале отопительного сезона в 2016 году».
Проверка готовности всех теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду согласно графика осуществлена.
Отопительный сезон объектов жилого фонда, социальных значимых учреждений начат.
При проверке соблюдения законодательства о государственной и муниципальной собственности, установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие вопросы пользования и распоряжения объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности не противоречат действующему законодательству.
Правовые акты, об отчуждении указанного имущества минуя установленные законом способы приватизации, без внесения в прогнозный план приватизации и соблюдения других норм Закона «О приватизации» не принимались.
Проверена законность ведения реестра муниципального имущества, законность приватизации имущества, оценена работа исполнительных ОМСУ по управлению муниципальным имуществом.
При проверке законности использования объектов водоснабжения фактов передачи недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в аренду, без согласия собственника, в нарушение ст.295 ГК РФ не выявлено.
Своевременное, полное и адресное поступление платежей от использования имущества обеспечено, случаев незаконного освобождения от их уплаты либо предоставления непредусмотренных льгот не выявлено.
Объектов водоснабжения в сентябре месяце текущего года в пользование по концессионным соглашениям не передавалось.
Незаконных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы пользования и распоряжения объектами теплоснабжения не принималось.
Контроль за сохранностью объектов теплоснабжения, находящихся на балансе муниципальных предприятий осуществляется в соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, утвержденным решением Земского собрания Шарангского района от 23.10.2008 года № 56 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Шарангского муниципального района». Все муниципальные предприятия и учреждения ежегодно предоставляют отчет по имуществу.
«О результатах проверки законности использования земель сельскохозяйственного назначения»
Прокуратурой района проведена проверка законности использования земель сельскохозяйственного назначения.
В ходе проверки проверено:
- исполнение органами местного самоуправления Шарангского муниципального района Нижегородской области (далее - ОМСУ) требований ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в части разработки и реализации местных программ охраны земель,
- соблюдение процедуры предоставления земельных участков по основаниям, установленным пп.8, 9, 10 п.2 ст. 39.3, п.п.11. 12. 15, 19, 31, п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.
- соблюдение требований земельного законодательства при проведении проверок органом муниципального контроля - земельным контролем в отношении рассматриваемой категории земель;
- соблюдение требований закона при принятии решений об изменении видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, в том числе сельскохозяйственных угодий, а также при выдаче разрешений на строительство.
Согласно п.3 ч.1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
К тому же невозможность использования значительного участка земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению затрудняет в полной мере реализацию Государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области до 2020 года", утвержденную Постановление Правительства Нижегородской области от 23.10.2013 N 767 пунктом 4.1. которой предусмотрены мероприятия направленные на создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв и повышения эффективности земель сельскохозяйственного назначения.
В силу ч.1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям ОМСУ в области земельных отношений относятся разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии со ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В сельских поселениях фактически ведется деятельность по целевому использованию земель всех категорий пользователями и собственниками, по содержанию земель всех категорий в соответствии с требуемыми стандартами, по охране земель от любых негативных воздействий стихийного характера и человеческой деятельности.
Однако деятельность ОМСУ ведется без разработки Программы использования и охраны земель сельского поселения, что необходимо, а потому ОМСУ приняты меры по разработке нормативных правовых актов в названной сфере.
Соглашениями между Администрацией Шарангского муниципального района (далее- администрацией района) от 09.01.2014 и администрациями 8 сельсоветов переданы полномочия по данному вопросу в администрацию Шарангского муниципального района. Тем самым, предоставление земельных участков осуществляется администрацией района.
На основании подпункта 8 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ и пункта 5.1. статьи 10 закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрацией района передано в собственность за плату 5 (пять) земельных участков.
На основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 и в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ администрацией района передано в собственность за плату 1 (один) земельный участок.
Факты нарушений предусмотренных законом сроков рассмотрения заявлений о предоставлении таких участков в ходе настоящей проверки не выявлено. Такие нарушения выявлялись ранее, в связи с чем, приняты меры прокурорского реагирования.
В администрации района создан орган муниципального контроля- Земельный контроль. Общее количество проведенных внеплановых и плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.10.2016 г. – 2. Органом муниципального контроля требования закона при проведении проверок соблюдены и принят полный комплекс мер по выявленным нарушениям.
Решения об изменении видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, в том числе сельскохозяйственных угодий не принималось, разрешения на строительство администрацией района не выдавались.
Решения об изъятии земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, в том числе сельскохозяйственных угодий ОМСУ не принималось.
При этом отмечу, что администрация района от имени некоторых муниципальных образований (сельсоветов Шарангского муниципального района Нижегородской области) обращалась в истекшем периоде 2016 года в суд с 266 исковыми заявлениями о признании за Кушнурским-105, Старорудкинским-161 сельсоветами право муниципальной собственности на невостребованные земельные доли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие гражданам и прекращения право собственности на земельные доли в праве общей долевой собственности из состава земель сельскохозяйственного в виду невозможности использования значительного участка земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению. Все исковые заявления рассмотрены и удовлетворены.
Прокуратурой также в свою очередь такая работа проводилась в 2015 году и в истекшем периоде 2016 года:
Так, за 9 и 12 месяцев 2015 года подано в суд 115 исковых заявлений о признании за Роженцовским сельсоветом право муниципальной собственности на невостребованные земельные доли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие гражданам и прекращения право собственности на земельные доли в праве общей долевой собственности из состава земель сельскохозяйственного. Из них рассмотрено и удовлетворено за 9 месяцев -100, а за 12 месяцев -115. За 9 месяцев 2016 года подано в суд 100 исковых заявлений о признании за Роженцовским и Кушнурскими сельсоветами право муниципальной собственности на невостребованные земельные доли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие гражданам и прекращения право собственности на земельные доли в праве общей долевой собственности из состава земель сельскохозяйственного. Из них рассмотрено и удовлетворено - 70.
Заместитель прокурора Самаров Юрий