Прокуратура разъясняет

23 декабря 2016

«О доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме» «Закон об общих принципах организации местного самоуправления: поправки» «Коллекторский закон» «Коллекторские агентства: про доступ к кредитной истории должника, обработку персональных данных, административную ответственность и др.» «Установка камер для фиксации нарушений ПДД на дорогах и ж/д переездах стала обязательной» «Закон о защите бизнеса при осуществлении проверок: что может измениться?» «Банки, организации почтовой связи теперь обязаны направлять в ГИС ГМП информацию о погашении задолженности по исполнительному производству» «Регионы, муниципалитеты и владельцев автодорог обязали утверждать перечни аварийно-опасных участков дорог» «О контроле (надзоре) за деятельностью органов власти регионов» «Получить социальную стипендию стало сложнее» «О дополнительном образовании детей и оказании обучающимся медицинской помощи» «Введена административная ответственность заказчиков за нарушения при планировании закупок и исполнении контракта»

«О доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме»

 

 

Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 г. N649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (Дата вступления в силу:  26.07.2016) Утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Речь идет о помещениях федерального, регионального, муниципального, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания.

Доступность обеспечивается посредством приспособления помещения и имущества с учетом потребностей инвалида. Под ним понимается изменение и переоборудование в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к помещению. Для оценки приспособления проводится обследование. Это делается комиссией соответствующего уровня в соответствии с планом мероприятий по приспособлению. По результатам оформляется акт обследования. Если в нем содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций путем реконструкции или капремонта, то комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или ремонта. По результатам проверки комиссия принимает решение о целесообразности/нецелесообразности. Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления или об отсутствии такой возможности. Для принятия решения о включении мероприятий в план заключение в течение 10 дней направляется в уполномоченный орган/главе муниципалитета. Приведены требования к доступности и по приспособлению.

 

Заместитель прокурора

Самаров Юрий

 

 

«Закон об общих принципах организации местного самоуправления: поправки»

 

Федеральным законом от 02.06.2016 № 171-ФЗ внесены изменения в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (дата вступления в силу:  12.06.2016).

Скорректирован Закон об общих принципах организации местного самоуправления. Поправки предусматривают следующее. В качестве кандидата на должность главы муниципалитета может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления. Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к образованию и (или) знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципалитета полномочий по решению вопросов местного значения. Законом региона могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню образования и (или) знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных госполномочий, переданных органам местного самоуправления.

Представительному органу муниципалитета для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципалитета представляется не менее 2 зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов. Уставом муниципалитета могут устанавливаться ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципалитета более определенного количества сроков подряд.

 

 

Заместитель прокурора

Самаров Юрий

 

 

«Коллекторский закон»

 

Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности внесены изменения в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (Дата вступления в силу:  со дня официального опубликования за исключением некоторых положений) установлены правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности граждан (кроме ИП).

Так, коллектору запрещено звонить должнику чаще 1 раза в сутки, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц. Личные встречи могут проводиться не более 1 раза в неделю. Не допускается общение с должником ночью - с 22.00 до 8.00 в будни и с 20.00 до 9.00 в выходные. Звонки должны быть с фиксированных номеров, а не с закрытых. Нельзя применять физическую силу, угрожать, причинять вред здоровью и имуществу, оказывать психологическое давление, вводить в заблуждение. Введен запрет на взаимодействие взыскателей долгов с недееспособными лицами, а также с находящимися на лечении в больницах, инвалидами первой группы, несовершеннолетними. Не имеют права без согласия должника сообщать о его долге третьим лицам, если иное не предусмотрено федеральным законом. Вне зависимости от наличия такого согласия запрещено раскрывать сведения о должнике, просроченной задолженности и его взыскании и любые другие персональные данные должника для неограниченного круга, в том числе путем их размещения в Интернете или на жилом помещении, доме, любом другом здании, строении, сооружении, а также по месту работы должника.

Согласно закону должник может отказаться от общения с кредитором и коллектором, отправив соответствующее заявление через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку.

Общаться с заемщиком на предмет погашения просроченной задолженности могут только кредитные организации и профессиональные взыскатели долгов, имеющие на это право, включенные в специальный госреестр и отвечающие определенным требованиям. В частности, они должны иметь чистые активы в размере не менее 10 млн руб. и договор обязательного страхования ответственности на аналогичную сумму.

Совмещение деятельности по взысканию долгов с микрофинансовой не допускается, но право на покупку долгов у микрофинансовых организаций остается.

Взысканием просроченной задолженности физлиц не могут заниматься граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики и общественной безопасности, и руководители с испорченной деловой репутацией.

«Коллекторские агентства: про доступ к кредитной истории должника, обработку персональных данных, административную ответственность и др.»

 

Федеральным законом от 03.07.2016 №231-ФЗ  внесены изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (Дата вступления в силу:  с 1 января 2017 года).

Поправки обусловлены принятием Закона о деятельности коллекторов. В частности, уточнены условия обработки персональных данных должника коллекторскими агентствами. Установлен порядок раскрытия коллекторским агентствам кредитной истории должника и предоставления коллекторскими агентствами информации в бюро кредитных историй. Определяемый Законом о деятельности коллекторов порядок взаимодействия коллекторов с заемщиками распространен и на взыскание просроченной задолженности крымчан перед украинскими банками. Предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства при осуществлении деятельности по возврату долгов.

 

Заместитель прокурора

Самаров Юрий

 

 

«Установка камер для фиксации нарушений ПДД на дорогах и ж/д переездах стала обязательной»

 

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 257-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Автоматические специальные техсредства с функциями фото- и видеофиксации нарушений ПДД, сохранности автодорог и сбора "платы за тонны" отнесены к обязательным элементам обустройства автодорог.

Данными техсредствами должны быть оборудованы и ж/д переезды. При этом техсредствам достаточно иметь лишь функции фото- и видеофиксации нарушений ПДД.

Введены понятия "сохранность автомобильной дороги", "обеспечение сохранности автомобильных дорог", "государственный надзор, муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог". Закреплены обязанности владельца автодороги и госкомпании "Российские автомобильные дороги" (в отношении дороги, переданной ей в доверительное управление) в рамках весового и габаритного контроля транспортного средства в связи с установкой указанных техсредств.



«Закон о защите бизнеса при осуществлении проверок: что может измениться?»

 

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Дата вступления в силу:  со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки)

Скорректирован Закон о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля.

В Закон о защите введен термин "индикаторы риска нарушения обязательных требований".

Это параметры, соответствие которым или отклонение от которых, выявленное при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юрлицами, ИП, само по себе не является доказательством нарушения обязательных требований, однако свидетельствует о высокой вероятности такого нарушения, и может являться основанием для проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю.

Предусмотрено ведение перечней видов федерального, регионального госконтроля (надзора), муниципального контроля и осуществляющих их органов.

Введены статьи об организации и проведении мероприятий, направленных на профилактику нарушения обязательных требований, и об организации и проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами.

К основаниям внеплановой проверки решено отнести поступление от юрлица или ИП заявления о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий.

Введена статья о контрольной закупке. Она должна проводиться в присутствии 2 свидетелей либо с применением видеозаписи.

 

«Банки, организации почтовой связи теперь обязаны направлять в ГИС ГМП информацию о погашении задолженности по исполнительному производству»

 

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 274-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (Дата вступления в силу:  14.07.2016).

Теперь закреплена возможность использования ФССП России государственных информационных систем. Цель - обеспечение принудительного исполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц; обмен сведениями и электронными документами с органами госвласти, с государственными внебюджетными фондами, организациями, с участвующими в исполнительном производстве лицами.

Введена обязанность кредитных организаций, организаций почтовой связи, а также иных органов и юрлиц, через которые производится уплата средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству, незамедлительно направлять сведения в ГИС ГМП о внесении сумм.

Предусмотрено, что заявления, ходатайства, объяснения, отводы и жалобы могут быть поданы стороной исполнительного производства должностному лицу службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

 

Заместитель прокурора

Самаров Юрий

 

«Регионы, муниципалитеты и владельцев автодорог обязали утверждать перечни аварийно-опасных участков дорог»

 

 

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 296-ФЗ  внесены изменения в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и в статью 4 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" (Дата вступления в силу:  со дня официального опубликования).

Закреплен термин аварийно-опасного участка дороги (места концентрации ДТП). Таковым считается участок дороги (улицы), не превышающий 1 км вне населенного пункта, 200 м - в населенном пункте, либо пересечение дорог (улиц), где в течение отчетного года произошло 3 и более однотипных или 5 и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или ранены люди. Кроме того, теперь региональная и местная власть, а также владельцы автодорог (в т. ч. частных) обязаны утверждать перечни аварийно-опасных участков дорог и разрабатывать первоочередные меры по устранению причин и условий совершения ДТП. Правительство РФ наделено полномочием устанавливать перечень документов по стандартизации (их частей), обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения в России.


«О контроле (надзоре) за деятельностью органов власти регионов»

 

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 298-ФЗ  внесены изменений в главу V Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Дата вступления в силу:  14.07.2016)

Скорректированы Законы об общих принципах организации органов власти регионов и об общих принципах организации местного самоуправления. В первый введена статья о госконтроле (надзоре) за деятельностью органов власти регионов и их должностных лиц. Она предусматривает следующее. Надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением ФКЗ, ФЗ, конституций (уставов), законов регионов возлагается на Прокуратуру РФ. Она же будет следить за соответствием правовых актов регионов законам. Госорганы, включая территориальные органы федеральных органов власти, будут вести контроль (надзор) за исполнением Конституции РФ, федеральных и региональных нормативных правовых актов при осуществлении соответствующих полномочий, а также за соответствием правовых актов регионов требованиям федеральных нормативных правовых актов, конституций (уставов) регионов. Плановые проверки проводятся органами контроля (надзора) совместно в соответствии с ежегодным сводным планом. Он разрабатывается Генеральной прокуратурой РФ на основании ежегодных планов проверок по регионам, сформированных прокуратурами регионов. Плановая проверка деятельности одного и того же органа или лица проводится не чаще 1 раза в 2 года. Внеплановые проверки проводятся на основании решения руководителя соответствующего органа контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой региона. Это делается на основании обращений граждан, организаций и информации от органов власти о фактах нарушений законодательства, влекущих возникновение ЧС, угрозу жизни и здоровью населения, а также массовые нарушения прав граждан. Кроме того, такие проверки могут проводиться в соответствии с поручениями Президента, Правительства РФ, а также на основании требования Генерального прокурора РФ, прокурора региона в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений.

 

 

«Сертификат на материнский капитал теперь можно получить  в электронной форме»

 

 

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 302-ФЗ  внесены изменения в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (Дата вступления в силу:  14.07.2016).

Внесены поправки в ст. 5 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Согласно им сертификат на материнский (семейный) капитал можно получить в форме электронного документа.

 

Заместитель прокурора

Самаров Юрий

 

 

 

«Получить социальную стипендию стало сложнее»

Федеральным закон от 3 июля 2016 г. N 312-ФЗ внесены изменения в статью 36 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (Дата вступления в силу:  с 1 сентября 2016 г., за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 1 января 2017 г.).

Уточнен порядок назначения социальной стипендии.

Ранее она назначалась в т. ч. студентам, имеющим право на получение государственной соцпомощи. Правовая неопределенность данной нормы позволяла значительной части студентов в связи с их невысоким уровнем доходов в период обучения заявлять себя малоимущими и претендовать на получение социальной стипендии. В связи с этим уточнена данная категория получателей стипендии. Теперь на нее могут рассчитывать только те студенты, которым фактически назначена государственная соцпомощь. Таким студентам стипендия назначается со дня представления в образовательную организацию документа о назначении соцпомощи на один год с даты назначения помощи.

Ранее стипендиальный фонд был определен как источник для выплаты государственных академических и социальных стипендий студентам, госстипендий аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам. Закреплено, что стипендиальный фонд включает в себя средства на выплату стипендий, выплачиваемых из соответствующих бюджетов. При этом Правительство РФ, региональные и местные власти устанавливают правила формирования фонда за счет средств соответствующих бюджетов.
Кроме того, к категории получателей матподдержки причислены нуждающиеся аспиранты, ординаторы, ассистенты-стажеры и слушатели, учитывая, что их обучение отнесено к уровню высшего образования. Ранее речь шла только о студентах. При этом уточняется, что при расчете объема средств на оказание матподдержки, как и до этого, учитываются только средства стипендиального фонда, предусматриваемые на выплату государственных академических и социальных стипендий студентам.


«О дополнительном образовании детей и оказании обучающимся медицинской помощи»

 

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 313-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (Дата вступления в силу: 14.07. 2016).

Скорректирован Закон об образовании.

Закреплено, что федеральные органы вправе обеспечивать в федеральных образовательных учреждениях организацию предоставления дополнительного образования детей. До внесения изменений регионы были вправе предоставлять господдержку дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях. Уточнено, что речь идет о поддержке дополнительного образования детей, включая финансирование предоставления такого образования в муниципальных и частных организациях. Предусмотрено обучение педагогов навыкам оказания первой помощи. Прописано, что первичная медико-санитарная помощь обучающимся может оказываться медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность.

  

«Введена административная ответственность заказчиков за нарушения при планировании закупок и исполнении контракта»

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 318-ФЗ  внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Дата вступления в силу:  14.07.2016).

Установлена административная ответственность за нарушения в сфере контрактной системы закупок при планировании закупок и исполнении контракта.

В частности, предусмотрена ответственность за несоблюдение заказчиком положений законодательства о планировании, нормировании и обосновании закупок, обязательном общественном обсуждении закупки, проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги.

 

 

Заместитель прокурора

Самаров Юрий