Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области информирует

14 марта 2017

О продукции, не соответствующей требованиям ТР ТС 019/2011

Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14.02.2017г. №01/1855-17-27 «О выявлении продукции (перчатки х/б с ПВХ производителя ООО «Новгородские перчатки» (г. В.Новгород), не соответствующей требованиям ТР ТС 019/2011 «О безопасности СИЗ» на территории Новгородской области выявлены факты несоответствия требованиям ТР ТС 019/2011 следующей продукции ООО «Новгородские перчатки»:

-перчатки х/б с ПВХ без указанной даты изготовления;

-перчатки трикотажные вязаные из хлопчатобумажной пряжи с ПВХ покрытием «Точка», дата изготовления 18.11.2016г.;

-перчатки хлопчатобумажные с ПВХ наладонником (декларация о соответствии № ТС N RU Д-RU.АЯ56.В.04984 от 11.07.2014);

            По данным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» содержание формальдегида в данной продукции превышает допустимую величину от 1,2 до 1,7 раз.

На основании изложенного, с целью соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза Управление предлагает юридическим и физическим лицам при осуществлении деятельности использовать данную информацию и принять соответствующие меры по не допущению в реализацию указанной продукции.

 

Управление Роспотребнадзора в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей проведет интернет-консультации на странице Управления Роспотребнадзора в Facebook

 

Управление Роспотребнадзора в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей, который в этом году проходит под девизом «Потребительские права в цифровую эпоху» («Consumer Rights in the Digital Age»), открывает интернет-консультации на странице Управления Роспотребнадзора в Facebook.

Специалисты службы ждут вопросы нижегородских интернет-пользователей на тему дистанционной торговли до 15 марта.

Электронная торговля в современных условиях является быстроразвивающейся и постоянно модернизирующейся моделью ведения бизнеса. Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области осуществляет не только контрольно-надзорную деятельность в данной сфере торговли, но и меры профилактики по предотвращению правонарушений.

    Проблемы, связанные с интернет-торговлей выявляются, в основном, при проведении внеплановых проверок по обращениям потребителей.

       Наиболее часто встречающимися нарушениями в данном сегменте торговли являются:  - не соблюдение сроков удовлетворения требований потребителя;

- отказ в принятии  товара в установленные законодательством сроки;

- отказ в возврате денежных средств;

- продажа товара, не соответствующего заявленным на сайте характеристикам;

- отсутствие необходимой и достоверной информации на сайте о продавце;

-не предоставление установленной законодательством информации о сроках возврата товара при передаче потребителю.

За допущенные нарушения специалистами Управления в 2016г. составлено 24 протокола об административных правонарушениях, вынесено 6 предупреждений и 14 штрафов, 4 материала направлены в суд для принятия решений в рамках полномочий.

Ежегодно Управление принимает участие в судебной защите потребителей интернет-торговли, так в 2014г. было дано 9 заключений по делу в рамках ст.47 ГПК РФ,  присуждено потребителям 327 т.р., в 2015г. 2 заключения, по которым присуждено 44,2 т.р.

В 2016 году специалисты Управления не только участвовали с дачей заключения по 3 делам (присуждено потребителям 97,3т.р.), но и подали 2 иска в защиту прав конкретных потребителей, приобретавших непродовольственный товар дистанционным способом, решения по которым были  вынесены  судом в пользу потребителей.

Отдельной проблемой является вопрос эффективного и оперативного пресечения распространения через Интернет продукции, оборот которой запрещен либо ограничен.    В 2016 г. Управлением направлено в суды Нижегородской области 23 исковых заявления о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено, в отношении сайтов, проводящих продажу алкоголя дистанционным способом и осуществляющих доставку алкогольной продукции в т. ч. в ночное время. Требования Управления по 18 исковым заявлениям были удовлетворены, по решениям судов работа данных сайтов была заблокирована,  остальные  иски находятся на рассмотрении.

Доля обращений граждан в Нижегородской области на нарушения при продаже товаров дистанционным способом возросла с 9% в 2015 г. до 11,1% в 2016г. от общего количества обращений в сфере розничной торговли, что свидетельствует об активности граждан в данном сегменте потребительских отношений.

 

 

     РЕКОМЕНДАЦИИ ГРАЖДАНАМ: Что такое электронные платежи и как обезопасить свои электронные деньги?

 

В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей, девизом которого в этом году определен "Защитим права потребителей в цифровую эпоху" Роспотребнадзор начинает серию публикаций по защите прав потребителей при приобретении товаров и услуг в сети интернет, подготовленных совместно с различными общественными и бизнес-объединениями в сфере электронной коммерции.

 

Что такое электронные платежи и как обезопасить свои электронные деньги

Даже исчерпывающая информация на просторах всемирной Сети не дает четкого понимания, какие именно деньги — “электронные”, и что принято считать “электронными платежами”. По результатам опроса, проведенного РОЦИТ на интерактивной площадке “Голос Рунета”, 63% уверены в том, что знают, какие платежи являются электронными. Однако при ответе на вопрос, что можно отнести к электронным платежам, мнения разделились: 22% заявили, что это оплата товаров и услуг с помощью электронного кошелька, 20% — банковской карты, 17% интернет-банкинга. Лишь 1% пользователей правильно отметил, что это оплата любым способом без использования физических денег.

Кстати, с информацией о том, что такое банковская карта и зачем она нужна, как пользоваться дебетовой картой, на что обратить внимание при оформлении кредитной картой, что представляет из себя национальная платежная система, каковы основные правила платежной безопасностии о том, как контролировать списание денежных средств Вы можете узнать из материалов, расположенных в Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей (адрес ресурса zpp.rospotrebnadzor.ru).

Безусловно, у электронных платежей очень много плюсов: простота использования, высокая скорость совершения платежей, отсутствие необходимости всегда носить деньги и банковскую карту с собой. Возможно, поэтому лишь 11% респондентов никогда не пользовались услугой электронных платежей.

Опрошенные отметили, что их друзья и знакомые не совершают электронные платежи в связи с тем, что им не хватает знаний и навыков в том, как это делать (27%), а также они опасаются за сохранность своих денежных средств (19%).

С каждым днем все шире и разнообразнее становится спектр товаров и услуг, которые можно оплатить с помощью электронных денег. По данным опроса, чаще всего пользователи используют свой электронный кошелек для оплаты услуг связи (18%), товаров в интернет-магазинах (17%), а также услуг интернет-провайдера (12%).

Иногда проблемы с электронным кошельком возникают у пользователей на этапе его пополнения. Не дошли денежные средства, не прошел платеж, неправильно указал номер электронного кошелька  вот ряд проблем, с которыми сталкиваются пользователи каждый день. Не удивительно, но самые частые проблемы связаны просто с невнимательностью человека.

Для обеспечения безопасности своих электронных денег очень важно пользоваться лицензионными антивирусами, осторожно пользоваться сетями в общем доступе, не вводить пароли на чужих компьютерах, не записывать и не хранить пароли офлайн.

Рекомендуется иметь отдельную (возможно виртуальную) карту для оплаты покупок в интернете, переводить туда только фиксированную определенную сумму для оплаты текущих покупок.

Крайне рекомендуется настроить SMS-пароли вместо постоянного пароля. В этом случае кража пароля фактически исключена, так как он действителен только на одну операцию.

  

·         РЕКОМЕНДАЦИИ ГРАЖДАНАМ: Все ли интернет-магазины раскрывают информацию о себе?

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека продолжает серию публикаций, посвященных защите прав потребителей в цифровую эпоху, приуроченных к Всемирному дню прав потребителей.

Общественная организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) провела исследование более 700 популярных интернет-магазинов (и компаний, обладающих признаками интернет-магазинов) на предмет соблюдения основных требований законодательства о дистанционной торговле. Напомним, что описание основных правил продажи потребительских товаров и оказания различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещено в Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей (адрес ресурса zpp.rospotrebnadzor.ru). 
В исследовании ОПИ проверялись такие признаки, как наличие и достоверность юридического адреса, указание фактического места нахождения магазина, а также отсутствие дискриминации потребителей, которые хотят оплатить товар по безналичному расчету (цена для них не должна увеличиваться). 
В результате исследования было установлено, что почти 100 компаний не размещают на сайте обязательную информацию о юридическом адресе, а 9 компаний разместили недостоверные реквизиты. 
Следует обратить внимание, что отсутствие юридического адреса или указание недостоверных сведений о месте нахождения продавца не только затрудняет возврат и обмен не подошедших товаров, но и не позволяет потребителю оперативно прибегнуть к судебной или административной защите своих прав: в большинстве случаев контрольно-надзорные органы такие компании не находят, судебные повестки не доставляются. 
Исследование также позволило установить, что 8 компаний ущемляют права потребителей, желающих воспользоваться безналичной оплатой, увеличивая для них стоимость товаров. 
Очевидно, что фактическое отсутствие порога для входа на рынок интернет торговли и неразвитость механизмов пресечения деятельности нарушителей приводит к появлению на нем множества недобросовестных компаний. 
«Общественная потребительская» инициатива продолжит свои исследования и будет публиковать информацию для потребителей, способствующую безопасному выбору товаров и услуг.

 

·       О совершенствовании государственного регулирования в области правовых гарантий защиты прав потребителей, приобретающих товары и услуги в сети Интернет

 

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Роспотребнадзором разработан законопроект в целях совершенствования государственного регулирования в области правовых гарантий защиты прав потребителей, приобретающих товары и услуги в сети Интернет.

С 2012 года количество жалоб в Роспотребнадзор по дистанционной торговле выросло в 2,5 раза и составило более 34 тысяч за 5 лет. Основными вопросами при обращениях потребителей являются нарушение порядка возврата товара, в том числе ненадлежащего качества, нарушение продавцом сроков доставки и отказ продавца в удовлетворении требований потребителей.

По мере развития электронного сегмента потребительского рынка проявляются не урегулированные законодательством отношения: речь идёт о так называемых товарных агрегаторах, которые не являясь реальными продавцами товаров или исполнителями услуг, выступают в качестве непосредственных получателей денежных средств от потребителей в счёт оплаты тех товаров и услуг, которые в значительных объёмах аккумулируются ими на своих интернет-ресурсах.

Из-за отсутствия четкой правовой регламентации деятельности таких хозяйствующих субъектов, не идентифицируемых как классические продавцы, они фактически оказываются сегодня вне юрисдикции законодательства о защите прав потребителей, не несут бремя необходимости соблюдения прав потребителей на информацию о продавце, реализуемых товарах и предлагаемых услугах.

Изменения, внесённые законопроектом, направлены на восполнение этого пробела и создание дополнительных механизмов для зашиты прав потребителей, имеющих намерение приобрести либо приобретающих товары и услуги через интернет.

Законопроект возлагает на агрегаторов обязанность по доведению необходимой информации до потребителя. В случае нарушений агрегатором этого требования он будет нести перед потребителями гражданско-правовую ответственность, при этом административная ответственность не предусматривается.

Срок вступления законопроекта в силу отличается от общепринятого, предусматривается необходимый переходный период в 180 дней для соответствующих субъектов предпринимательской деятельности.

Законопроект согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, неоднократно обсуждался с представителями интернет-индустрии и общественных объединений потребителей, в том числе в последней редакции 7 февраля т.г.

Законопроект 9 марта 2017 г. одобрен Правительством Российской Федерации и будет в установленном порядке внесен в Государственную Думу Российской Федерации, где может быть дополнительно проработан ко 2-му чтению с учетом мнения всех заинтересованных сторон.

 - адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара;

- полном фирменном наименовании (наименовании) продавца;

- о цене и об условиях приобретения товара;

- о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке;

- о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

 

2. При  передаче заказанного товара потребителю необходимо изучить информацию о товаре и изготовителе, которая должна содержать:

Указанная информация должна быть в момент доставки товара доведена до сведения покупателя в письменной форме (для импортных товаров - на русском языке).

! При приеме товара необходимо проверить целостность, комплектность товара, соответствие доставленного товара заказанному, наличие принадлежностей к товару и документации к товару и прочие характеристики доставленной вещи.

Информация о товарах доводится до сведения покупателя в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, путем нанесения маркировки на электронных носителях, прикладываемых к товару, в самом товаре (на электронной плате внутри товара в разделе меню), на таре, упаковке, ярлыке, или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

 

Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, установленные договором.

Если в договоре срок доставки не определён и отсутствуют возможности определить этот срок, товар передаётся продавцом покупателю в разумный срок. Обязательства, не исполненные в разумный срок, продавец должен выполнить в семидневный срок со дня предъявления покупателем требования об его исполнении. За нарушение сроков доставки продавец несёт ответственность в соответствии с гражданским законодательством РФ.

В случае, если доставка товара произведена в установленные договором сроки, но товар не был передан покупателю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные продавцом, после повторной оплаты покупателем стоимости услуг по доставке товара.

Если товар был оплачен предварительно, но не доставлен в срок по вине продавца, ответственность за нарушение срока передачи товара продавец будет нести в соответствии со ст. 23.1 Закона «О защите прав потребителей», а именно:

- в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара. Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. Однако, сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Продавец не вправе предлагать потребителю товары, не указанные в первоначальном предложении товаров к продаже, а также требовать их оплаты.

Основания возврата товара, приобретенного дистанционным способом

Возврат товара продавцу, производящему торговлю дистанционным способом может иметь место в следующих случаях:

- покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней.

- по причине получения товара ненадлежащего качества, наличия в товаре недостатков;

- если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

В соответствии с п.28 п.29 Правил продажи товаров дистанционным способом закреплено право покупателя в случае получения товара ненадлежащего качества на:

          а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их  исправление покупателем или третьим лицом;

б) соразмерного уменьшения покупной цены;

в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.

 Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом РФ «О защите прав потребителей». Данный срок не может превышать десяти дней со дня предъявления покупателем соответствующего требования продавцу.

 При отказе от товара надлежащего качества Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Однако отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

В соответствии с п.32 Правил продажи товаров дистанционным способом:

Информация о порядке и сроках возврата товара потребителем должна содержать:

а) адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара;

б) режим работы продавца;

в) максимальный срок, в течение которого товар может быть возвращен продавцу, или минимально установленный срок, предусмотренный пунктом 21 настоящих Правил;

г) предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора;

д) срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.