За первое полугодие 2018г. в адрес Управления Роспотребнадзора поступило более 300 обращений граждан на деятельность на финансовом рынке. В сравнении с предыдущим периодом 2017 г. количество обращений увеличилось на 15%.
В структуре обращений граждан на финансовые услуги преобладают обращения, связанные с нарушением прав потребителей организациями банковского сектора и страховыми организациями.
Наиболее распространённые причины обращений граждан связаны с:
- исполнением обязательств по кредитным договорам;
- включением граждан в базы автодозвона деятельности коллекторских агентств;
- выдачей кредитов (отказов в выдаче кредитов);
- внесением изменений в бюро кредитных историй;
- присоединением к программам страхования в рамках кредитных договоров;
- незаконным списанием денежных средств, в результате противоправных действий третьих лиц;
- неправомерным списанием денежных средств банком;
- нарушением банком сроков перевода денежных средств;
- удержанием комиссий, начислением процентов и штрафов;
- исполнительным производством;
- низким качеством обслуживания и непрофессионализмом отдельных сотрудников банков;
- жалобами на ответ банка по претензии потребителя;
- иной деятельностью банков (невыплата страховки, закрытие и блокировка счетов и др).
Основной причиной обращений граждан в сфере банковской деятельности продолжает являться включение в договор условий, ущемляющих права потребителей. Прежде всего - это навязывание услуг по страхованию жизни и здоровью, потере трудоспособности,подключение к программе коллективного страхования, а также СМС - информированию и др. платных услуг. Вместе с тем снизилось количество жалоб на незаконность взимания Банком дополнительных платежей (комиссий за открытие и обслуживание судных счетов, выдачу кредита, за приём наличных денежных средств). При возникновении задолженности по оплате кредита потребители обращают внимание на нарушение порядка очередности погашения обязательств.
Вынесено 21 постановление о привлечении к административной ответственности юридических лиц. Наложено штрафов на общую сумму 94, 5 т.р.
При рассмотрении обращений потребителей дано 150 разъяснения законодательства. Потребителям, заявляющим имущественные требования, давались разъяснения по обращению в судебные инстанции, так как спор имущественного характера решается исключительно в суде. Направлено по подведомственности 56 обращений.
В соответствии с взаимосвязанными положениями ч.1ст.47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п.3 ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей» Управление как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей привлекалось судом к участию в 7 судебных процессах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей, удовлетворено 6 иска). В пользу потребителей присуждено денежных средств в сумме 94 т.р., в том числе компенсация морального вреда составила 8 т.р.