В 1 полугодии 2018 года специалисты Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, оказывали правовую помощь потребителям по защите их нарушенных прав в судебном порядке: участвовали в судебных процессах для дачи заключения по делам в целях защиты прав потребителя, подавали исковые заявления в судебные органы в защиту конкретных потребителей, в защиту неопределенного круга потребителей.
Несмотря на то, что заключение по делу для суда не носят обязательный характер, а само оно не относится к доказательствам по делу, судебная практика показывает, что заключения Управления часто имеют определяющий характер для разрешения по существу гражданских споров в сфере потребительских правоотношений.
В 1 полугодии 2018 года Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области 79 раз вступало в судебные процессы путем дачи заключений по гражданским делам по искам потребителей.
По результатам участия Управления в целях дачи заключения по делу судами вынесено 70 решений в пользу потребителей (9 находятся в рассмотрении), присуждено порядка 2 млн. рублей, в том числе более 100 тыс. рублей - в качестве компенсации морального вреда.
Структура заключений по гражданским делам, данных Управлением в целях защиты прав потребителей, показывает, что большая часть традиционно приходится на сферу купли-продажи непродовольственных товаров (31,0 %), торговли по образцам - 13,0 %, бытового обслуживания населения – 14,0 % по фактам приобретения товаров (услуг) ненадлежащего качества, и, как следствие, требования расторжения договоров.
В 1 полугодии 2018 года Управлением в соответствии со ст. 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» подано 90 исковых заявлений в защиту потребителей, из них:
- 12 исковых заявлений в защиту неопределенного круга потребителей. Рассмотрено 12 исков, по всем заявлениям доводы Управления подтверждены.
- 78 исков в защиту конкретных потребителей, из них 76 исков рассмотрено и удовлетворено в полном объеме, либо частично в пользу потребителей. Потребителям присуждено порядка 3 млн. рублей, в том числе более 150 тыс. рублей – компенсация морального вреда.
Тематика судебных споров следующая: заявления к предприятиям розничной торговли по факту нарушения прав потребителей выразившихся в отказе возврата денежных средств по факту не предоставления информации о товаре, продажи товаров ненадлежащего качества, взыскании компенсации морального вреда и причиненных убытков в следствие, нарушений сроков оказания услуг по перевозке при реализации туристских услуг, навязывания дополнительных услуг страхования по потребительскому кредиту.
Работа Управления в данном направлении будет продолжена.