а 9 месяцев 2018 года в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области и его территориальные отделы поступило 10800 обращений, из них 10451 или 96,8% составили – письменные, 349 (3,2%) – устные.
Из общего количества обращений, поступивших в Управление, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения приходится 5227 обращений (48,4%), на нарушения прав потребителей – 5530 (51,2%), иные вопросы – 43 (0,4%).
В структуре обращений граждан по вопросам нарушений прав потребителей основную часть занимают жалобы на нарушения прав:
в сфере розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, продажи товаров по образцам– 37,6%;
оказание жилищно-коммунальных услуг – 16,1%;
бытовое обслуживание населения – 11,9%;
в сфере деятельности на финансовом рынке – 5,6%;
услуг телефонной связи – 5,2%;
При покупке товаров основными причинами, вызвавшими жалобы потребителей, является отказ в удовлетворении законных требований потребителей на расторжение договора или замену некачественного товара, несоблюдение сроков поставки товаров, нарушение правил продажи товаров дистанционным способом.
При оказании бытовых услуг потребители предъявляют претензии к качеству оказываемых услуг, не соблюдению сроков их оказания, а также по отказу в устранении некачественно выполненной работы или услуги.
В сфере ЖКХ основной проблемой являются претензии потребителей по вопросам начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, ОДН, выставление счетов за капитальный ремонт.
В структуре обращений по вопросам нарушения санитарного законодательства касаются:
нарушений условий проживания в жилых помещениях – 33,3%;
о питьевой воде и питьевом водоснабжении населения – 14,4%;
о пищевых продуктах, продовольственном сырье – 10,2%;
о почвах, содержании территорий городских и сельских поселений – 9,5%;
об атмосферном воздухе в городских и сельских поселениях –5,4%;
вопросы эксплуатации общественных и производственных помещений – 4,3%;
об организации питания населения – 3,2%;
сбор и вывоз твердых бытовых отходов – 3,5%;
условия воспитания и обучения – 2,8%.
Основными вопросами, поднятыми в обращениях о нарушении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, являются такие как: отсутствие отопления, шум и вибрация в квартирах, затопление подвала, несоответствие температуры горячей воды, некачественная вода, не своевременный вывоз мусора, продажа просроченных пищевых продуктов, некачественное приготовление блюд.
Основанием для проведения контрольных мероприятий послужили 1116 обращений, 72% обращений нашли подтверждение изложенных фактов.
За выявленные нарушения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей виновные привлечены к административной ответственности. По фактам, выявленных в результате рассмотрения обращений, составлено 1180 протоколов об административных правонарушениях, в суды направлено 160 заявлений.
Заявителям даны 5644 ответа с разъяснениями требований законодательства и по порядку действия граждан для разрешения конфликтных ситуаций.
Для всестороннего рассмотрения обращения потребителей направлялись по подведомственности в другие контролирующие и надзорные органы в соответствии с полномочиями (2069 обращений). На официальном сайте Управления для граждан размещена информация с вопросами, не относящихся к компетенции Роспотребнадзора.
По телефону «горячая линия» потребителям даются разъяснения по вопросам, находившимся в компетенции Управления Роспотребнадзора. За 9 месяцев 2018года на «горячую линию» обратилось 2427 гражданин.
В Общественную приемную Управления и на личный прием за 9 месяцев 2018 года обратилось 349 граждан.
В целях обеспечения граждан своевременной, качественной и достоверной информацией в Управлении созданы и работают Общественная приемная, «горячая линия», на сайте службы создана ссылка на единый портал для подачи и приема обращений граждан. Для дополнительных разъяснений и консультаций потребителей их прав Управлением внедрено консультирование через Многофункциональные Центры по утвержденному графику.
Управление обращает внимание, что в 2017 году изменился порядок подачи и направления обращений в форме электронного документа.
В соответствии с изменениями в порядке подачи и направлений обращений, утверждёнными приказом Роспотребнадзора от 26 июня 2017 года № 480 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке рассмотрения обращений граждан и объединений граждан, в том числе юридических лиц, приема граждан в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденную приказом Роспотребнадзора от 20 января 2014 г. № 28» (зарегистрирован в Минюсте России 17 июля 2017 г. регистрационный № 47428), обращения в форме электронных сообщений направляются в Роспотребнадзор только путем заполнения специальной электронной формы на Едином портале Роспотребнадзора для подачи обращений граждан, который размещен на официальном сайте Роспотребнадзора в разделе "Для граждан", подраздел "Обращения граждан". В связи с этим Управление электронный адресsanepid@sinn.ru для приема обращений не использует.
Для подачи обращения в форме электронного документа необходимо перейти на Единый портал Роспотребнадзора для подачи обращений граждан (http://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/).
Рассмотрение обращений граждан является приоритетным направлением в деятельности Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области.