О защите прав потребителей микрофинансовых услуг

31 октября 2018

Роспотребнадзор поддерживает инициативы, направленные на защиту прав потребителей микрофинансовых услуг, отмечая, что рынок микрозаймов, по мнению Службы, остается одним из самых проблемных для российских потребителей.

В докладе «О состоянии защиты прав потребителей в финансовой сфере в 2017 году» Роспотребнадзором было отмечено, что в 2017 году был зафиксирован минимальный (5%)уровень доверия россиян микрофинансовым организациям (МФО). Прежде всего это связано с высокими процентными ставками по микрокредитам. Например, займы «до зарплаты» выдавались в 2017 году на сумму до 45 тыс. руб. на срок до двух месяцев, в среднем под 2% в день (что составляет более 700% годовых).

Для деятельности ряда МФО характерно применение недобросовестных практик, которые ранее (с 2006 года) неоднократно выявлялись и пресекались Роспотребнадзором на рынке банковского розничного кредитования. Такие нарушения касаются, прежде всего, не раскрытия необходимой информации, изменения в одностороннем порядке договора займа, навязывание дополнительных услуг.

Во многих странах чтобы получить микрозайм потребитель должен иметь банковский счет с хорошей репутацией, источник постоянного дохода и пройти процесс идентификации. Учитывая, что высокие ставки по микрозаймам покрывают риски их несвоевременного возврата, многие МФО выдают гражданам займы не проверяя должным образом их финансовую состоятельность. Однако для заемщика, не вернувшего займ в связи с низким доходом или потерей работы, на этом проблемы не заканчиваются. В последующем, когда просроченные кредиты передаются коллекторам, к таким неплательщикам могут применяться самые жесткие, противозаконные методы взыскания. Особую тревогу вызывают ситуации, когда по небольшим займам граждане предоставляют в залог дорогостоящее имущество.

Для повышения уровня доверия к микрофинансовым продуктам, по мнению Роспотребнадзора требуется срочное принятие ряда мер, направленных на снижение ставок по потребительским займам, ограничение максимальной ответственности заемщика, введение запрета на кредитование под залог имущества (если стоимость залога существенно превышает размер займа), ужесточение требований к оценке финансового состояния заемщика, усиление контроля за компаниями, осуществляющими онлайн-микрокредитование, включение в требования к рекламе указание на размер процентной ставки за пользование микрозаймом в процентах годовых.

Защита прав потребителей финансовых услуг / продуктов

Защита прав потребителей – это действия, направленные на регулирование отношений между продавцами, изготовителями, исполнителями и покупателями.

Страхуя свой автомобиль, взяв кредит в банке, совершая оплату с использованием банковской карте через Интернет или разместив деньги на депозите, вы пользуетесь финансовыми услугами, являетесь их потребителем.

Права Вкладчика

Независимо от характера заключенного с банком договора, вкладчик имеет право получить свой вклад обратно по первому требованию. Вклад может быть унаследован по закону или по завещанию (завещательного распоряжения) вкладчика или. Все вклады физических лиц в банках подлежат обязательному страхованию в государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Для того чтобы под полную защиту попали ваши накопления свыше 1 400 тыс. рублей, их целесообразно разместить в разных банках.

Права Заемщика

Основные нарушения:

  1. Непредоставление банком информации о стоимости кредита

  2. Навязывание банком такой услуги, как страхование жизни и здоровья заемщика.

  3. Нарушение права заемщика отказаться от получения кредита в течение 14 календарных дней с даты его получения.

  4. Взимание платы за выдачу справок о состоянии задолженности по кредиту перед банком.

  5. Возложение на заемщика обязанности оплатить расходы по погашению записи о законной ипотеке.

Права Страхователя.Самым распространенным случаем нарушений прав страхователя со стороны страховой компании является занижение выплаты или отказ в выплате страхового возмещения.

Если услуга оказана некачественно, вас ввели в заблуждение на этапе предложения и продажи или отказываются принимать претензии в процессе использования финансового продукта, – вы как потребитель можете защитить свои права.

Чтобы избежать нарушения ваших прав еще на этапе заключения договора, внимательно читайте все документы и откажитесь от услуги в данном банке (или другой финансовой компании), если условия кажутся вам сомнительными.

При нарушении ваших прав потребителя финансовых услуг, прежде чем подавать в суд, попробуйте урегулировать конфликт в досудебном порядке. Для этого вы можете:

  1. самостоятельно разъяснить свои законные требования и представить в финансовую организацию письменную претензию

  2. обратиться в следующие организации:

    1. Роспортебнадзор (для представления ваших интересов в суде)

    2. Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг (для предъявления требований об устранении нарушений)

    3. Союз защиты прав потребителей финансовых услуг (для оказания юридической консультации)

Но можно сразу обратиться с иском в суд, предварительно не предъявляя требований к поставщику услуги. В судебном порядке вы сможете защитить свои права в суде с помощью юриста (адвоката), который поможет составить исковое заявление и добиться полного возмещения убытков и морального вреда:

  1. четко сформулировать претензию и выдвинуть адекватные требования к ответчику (не завышая и не занижая);

  2. кратко и четко сформулировать суть дела и свои претензии. Все исковые требования должны быть обоснованы;

  3. предоставить необходимые документы, а также доказательства своей правоты.

Какие именно документы необходимо приложить к исковому заявлению в каждом конкретном случае, а также как оформить само заявление, на какие законы сослаться при обосновании своих претензий к ответчику и какие доказательства предоставить – это все профессиональные обязанности вашего адвоката.

Но прежде, чем обращаться в суд, оцените необходимость этого шага. Если судебные издержки будут больше предполагаемого возмещения ущерба, а также если ваша правота сомнительна с точки зрения законодательства или доказательная база недостаточна и дело окажется заведомо проигрышным, подавать исковое заявление и ввязываться в судебное разбирательство – это пустая трата времени, нервов и денег.