О всемирном дне прав потребителей

18 марта 2019

Всемирный день прав потребителей 15 марта 2019 года прошел под девизом: «Trusted Smart Products» - Цифровой мир: надежные смарт-устройства»

Напомним, что цифровые технологии уже третий год подряд формируют тематику Всемирного дня прав потребителей. В 2018 году этот день проходил под девизом «Making digital marketplaces fairer» - «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными», в 2017 году в качестве девиза был предложен слоган «Consumer Rights in the Digital Age» - «Потребительские права в цифровую эпоху».

Новая цифровая, технологическая реальность ведет к изменению большинства экономических отношений, создает наиболее благоприятные условия коммерческой деятельности в цифровой среде для значительной части населения, перемещает многие товары и услуги в виртуальное пространство, требует разработки новых законодательных норм, ориентированных на физических лиц и нематериальные транзакции.

Смарт-устройства (смартфоны, игровые приставки, смарт-телевизоры, приборы слежения за состоянием здоровья (трекеры), термостаты, игрушки и подключенные автомобили) предлагают потребителям гарантированный комфорт, результативность и персонализированный сервис.

Смартфоны – одни из самых популярных смарт устройств, так как они позволяют переписываться и осуществлять звонки, могут мониторить (отслеживать) действия пользователя, локацию (местоположение) и даже пульс. Кроме того, они могут выступать в качестве основного центра коммуникации, соединяющего пользователя с другими смарт устройствами, такими как принтеры, динамики, домашние системы безопасности.

По данным исследований, в настоящее время в мире имеется 23,1 миллиарда подключенных устройств. При этом ожидается, что к 2025 году эта цифра увеличится втрое. Количество смартфонов за несколько лет также стремительно выросло: сегодня в мире насчитывается около 4 миллиардов функционирующих смартфонов, что почти в 2 больше, чем три года назад.

Все большее внедрение смарт устройств в жизнь людей требует понимания проблем безопасности и конфиденциальности, и означает разработку механизмов защиты потребителей, способствующих укреплению их доверия к продукции.

В этом году специалисты Роспотребнадзора в различных регионах, как и в предыдущие годы, будут консультировать потребителей. Не только на личном приеме и по телефонам горячих линий, но и в торговых центрах в крупных городах, в МФЦ в пилотных регионах, а также через мессенджеры.

Информация о режиме работы и контактные телефоны «горячих линий» размещены на сайтах территориальных управлений Роспотребнадзора и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии».

Дополнительно информируем, что для того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на получение консультационной помощи функционирует государственный информационный ресурс. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками (в том числе: «Что должен знать потребитель, приобретая товары для детей посредством трансграничной интернет-торговли», «Если продавец не доставил товар, приобретенный и оплаченный в Интернет-магазине: 5 советов покупателю», «Пошаговая инструкция безопасных покупок в Интернет»), обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. На ресурсе также размещена информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.