ПРАГМАТИЧНЫЕ И ВИРТУАЛЬНЫЕ: РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ ГЛАЗАМИ СТАТИСТИКИ
В настоящее время в России живет почти 24,3 млн человек в возрасте от 15 до 29 лет, что составляет 16,5% всего населения страны. На территории Нижегородской областипроживает почти 510 тысяч человек того же возраста, что составляет 15,9% всего населения региона.
Во Всемирный день молодежи рассказываем, из-за чего молодых россиян относительно немного, в чем важность «образа будущего» для молодежи и почему интернет-перепись сравнивают с компьютерной игрой.
Снижение доли молодых людей в общем населении страны связано с тем, что современная молодежь – это сравнительно малочисленное поколение рожденных в 1989-2003 годах, сообщила медиаофису Всероссийской переписи населения-2020 заведующая лабораторией количественных методов исследования регионального развития РЭУ имени Г.В. Плеханова Елена Егорова. В ближайшие годы на смену им придет более многолюдная группа родившихся в 2000-х годах.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, доля молодежи в общем населении страны составила 24%, в 2002 году этот показатель равнялся 23%. «В истории России наибольший процент молодежи был зафиксирован по итогам переписей населения 1959 и 1979 годов – 26,3% и 27%», – отметила она.
Отметим, что в Нижегородской области процент молодого населения был чуть ниже показателей по стране: по результатам переписи 2010 года в регионе наблюдалось 22% молодежи, в 2002 году – 22,4%.
Уровень занятости молодежи в последние годы остается довольно высоким: в возрастной группе 20-24 года в экономике России официально заняты более 43% девушек и 54% юношей, констатирует Егорова. В возрасте 25-29 лет этот показатель составляет 77% для девушек и 91% для юношей. Более 88% молодежи в возрасте 15-19 лет получают знания в учебных заведениях различного уровня. В Швеции этот показатель составляет 87%, в Германии – 86%, во Франции – 85%, а в Канаде – 78%.
Интересно, что по данным микропереписи 2015 года, российские девушки оказались более образованными, чем юноши: около 47% девушек и только 35% молодых людей в возрасте 25-34 лет имеют высшее образование. По Нижегородской области можно наблюдать схожую картину: 53% девушек и 36% юношей данной возрастной категории имеют высшее образование.
Данные статистики свидетельствуют, что российская молодежь стала серьезнее относиться к своим успехам и достижениям. По данным Росстата, число молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, которые не учатся, не работают и не осваивают профессиональных навыков, снизилось до рекордно низкого уровня с 2001 года. В прошлом году численность такой молодежи сократилось до 1,4 млн. человек. Также молодые женщины все чаще задумываются об образовании и карьере и откладывают рождение первого ребенка – к тридцати годам детей имеют 42% девушек с высшим образованием и 57% со средним профессиональным.
Однако для того, чтобы молодые люди гармонично вписывались в общество, им нужно иметь четкое представление о своем будущем. Поэтому главным вопросом современной российской молодежи остается вопрос «образа будущего», уверен генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
«Образ будущего – это не картинка, это своего рода жизненная дорожная карта. Так, молодежь советского периода знала, что для того, чтобы «хорошо жить», нужно окончить вуз, поступить на работу, вступить в партию. В западных странах многие молодые люди видят свое будущее как накатанную дорогу, по которой уже прошли их родители. Этой связки между мечтой о завтрашнем дне и возможностями повлиять на него современным юношам и девушкам не хватает», – отметил он.
При этом главным трендом в молодежной среде можно назвать усиление информационной составляющей, констатировал Журавлев. «Благодаря развитию IT-технологий молодые люди живут не своих городах и странах, а по всей планете. Для них нет границ, они очень мобильны, в первую очередь психологически», – полагает он.
В этом смысле интернет-перепись, которая станет частью Всероссийской переписи населения 2020 года, эксперт рассматривает как разговор на языке молодежи. «Заполнение электронных переписных листов для молодых людей – это аналог компьютерной игры, поэтому интернет-перепись должна быть ясной, простой, без мучительного выбора по нажатию кнопок. Именно это привлекает молодежную аудиторию», – обратил внимание Журавлев.
Цифровой формат Всероссийской переписи населения 2020 года подчеркивается новым логотипом и визуальным стилем главного статистического события десятилетия.