Обзор парламентских тем 19 – 25 июня 2020
В Госдуме рекомендуют создать открытый реестр целителей.
За народными знахарями и шаманами хотят усилить контроль. Корректировкой действующих норм займётся экспертный совет Комитета палаты по охране здоровья
Регулирующие сферу народной медицины нормативные акты нуждаются в корректировке, но прежде чем готовить поправки, необходимо провести аудит и понять, сколько вообще людей и насколько эффективно занимаются в России этой деятельностью.
Согласно принятому ещё в 2011 году закону, разрешение на занятие народной медициной выдают региональные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья, они же определяют и порядок ведения подобной деятельности/ На федеральном же уровне нет полной информации о том, что происходит в области народной медицины в субъектах. Так что сперва необходимо восполнить этот пробел, определиться с тем, как оценивать эффективность целителей. А после, возможно, определённые новые принципы лицензирования и аккредитации распространить и на эту сферу. Имеет смысл подумать и над созданием открытого реестра зарекомендовавших себя специалистов, использующих народную медицину. Максимально полная информация обо всех, кто занимается медицинской деятельностью, позволит улучшить качество медпомощи в стране, уверены и в Минздраве.
Так, 9 июня на общественное обсуждение был представлен законопроект о введении административной ответственности за несвоевременное или неполное внесение сведений о медорганизациях и медиках в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Размер штрафа для должностных лиц органов исполнительной власти регионов при первом нарушении составит от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, при повторном - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, также в этом случае возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
Комментарий А.А.Кавинова:
«Это непростая тема. Сложность введения законодательных правил обусловлена чисто эмоциональной составляющей результатов приемов у таких целителей. Но это не значит, что эта деятельность не должна регулироваться. Поскольку мошенников в этой теме не мало, людей нужно защитить от «целительства», подрывающего здоровье. И начать элементарно с анализа общей ситуации. Абсолютно поддерживаю намерения коллег в этом вопросе».
Режьте лимоны как хотите!
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал уже второе по счёту постановление о признании не действующими в России актов, изданных властями РСФСР и СССР.
На этот раз Правительство прошлось «регуляторной гильотиной» по ведомственным нормативам, правилам и инструкциям. Всего в списке 476 документов, которые ре-гулировали разные сферы жизни, в том числе устанавливали правила нарезки лимонов, ремонта пылесосов, выступления артистов и работы вирусологов.
Некоторые из них современному обывателю покажутся даже забавными. Например, инструкция по использованию лимонов в столовых, утверждённая приказом Министерства торговли РСФСР в 1978 году. В ней тщательно расписано, что лимоны нужно сначала помыть в воде и высушить, затем очистить (если нужно для блюда) и нарезать дольками или кружочками.
Есть среди них и приметы своего времени. Например, в 1980 году Министерство торговли РСФСР установило правила обмена и возврата обуви в магазины, причём не только отечественной, но уже и зарубежной. Так, если импортные «шузы» разва-лились до конца гарантийного срока, то покупателю возвращали деньги за счёт иностранных фирм, привёзших некачественную обувь, либо давали скидку на другой товар.
Ушёл в историю и приказ Минздрава от 1987 года, утверждающий единые нормы времени и расценок на косметические работы. Косметологов, конечно, в то время не было, такие функции выполняли медсёстры в больницах, причём только по на-значению врача. Ассортимент косметических услуг был довольно широкий: массажи, лечебные маски, чистка лица, шелушение кожи, изменение формы и покраска бровей, эпиляция и даже грим.
Согласно нормативам, массаж лица должен был длиться от 18 до 27 минут в зависимости от методики и стоил до 30 рублей. Массаж головы длился 13,4 минуты и стоил 14,4 рубля. А эпилирование могло длиться от 13 до 82 минут, а цены на эту процедуру достигали 88 рублей. Приличные деньги, ведь в те годы средняя зарплата рабочих и служащих в СССР составляла около 190 рублей.
К слову, большой блок актов содержит именно нормативы времени, которое должно быть затрачено на те или иные работы. Например, по копированию документов, ремонту холодильников и пылесосов, протирке полов и многому другому. Также много среди отменённых документов нормативов естественной убыли различных материалов и продуктов - от песка и угля до медицинских пиявок, коньяков и колбас.
Комментарий А.А.Кавинова: «Логичный процесс обновления законодательства, особенно в части подведомственных нормативных актов. Многие из них уже сегодня уже неактуальны могут стать причиной некорректной трактовки законодательства».
Экономику восстановят «всем миром»
В ближайшие дни на стол Владимиру Путину ляжет план восстановления российской экономики, которая несколько месяцев несёт ощутимые потери из-за пандемии и введённых в связи с ней ограничений.
Подготовленный кабмином план восстановления экономики был представлен 2 июня Владимиру Путину, который рекомендовал его доработать, дав на это две недели. 8 июня Михаил Мишустин поручил Минэкономразвития совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти усовершенствовать проект с учётом проводимых главой государства отраслевых сове-щаний, а также позиции Совета Федерации и Госдумы. Из 44 предложений сенаторов на сегодня кабмином полностью учтены 12. Они, в частности, касаются установления особенностей регулирования трудовых отношений в условиях введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, законодательного закрепления порядка применения гибких форм занятости, в том числе удалённой, дистанционной, надомной работы, а также временной, сменной и сезонной работы. Инициативы также предусматривают совершенствование законодательного регулирования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях введения режима повышенной готовности или ЧС. Также в числе предложений парламентариев говорится о необходимости обеспечения непрерывности и долгосрочности государственных мер поддержки промышленности, включая программы субсидирования на поддержание спроса на отечественную продукцию.
Сегодня можно говорить о возможном новом пакете законодательных инициатив, по которым уже найдено полное взаимопонимание с Правительством. Речь идёт, в частности, о дальнейшем усилении социальной помощи населению, совершенствовании управления медицинским страхованием, обеспечении финансовой устойчивости медицинских организаций, модернизации инфекционной службы.
Правительство, кроме того, намерено внимательно рассмотреть все предложения, внесённые депутатами Госдумы, касающиеся поддержки транспорта и снижения энерготарифов для сельхозпроизводителей, а также социального развития села.
Комментарий А.А.Кавинова: «Принципиально, что предложенный план был доработан. Для меня приоритетными являются задачи и возможности по развитию сельских территорий. Думаю, что ситуация с пандемией во многом стимулировала внимание к этой теме. Энерготарифы, социальная инфраструктура - главные составляющие развития. Будем с коллегами, с правительством работать над полезными решениями в этой сфере».
Бизнес требует разобраться с ОКВЭД
Нестыковки с кодами ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности), которые не позволяют сегодня малым и средним предпринимателям в полной мере воспользоваться мерами господдержки в условиях пандемии, будут устранены до конца июня. Об этом сообщили в Госдуме. Коды ОКВЭД стали основным критерием предоставления мер господдержки, которые власти ввели на фоне ситуации с пандемией коронавируса.
В частности, малый и средний бизнес сейчас может рассчитывать на отсрочку арендных и налоговых платежей, беспроцентные кредиты на выплаты зарплат, субсидии, также введён мораторий на банкротство таких организаций. Но беда в том, что получить поддержку могут далеко не все. По результатам опроса, проведённого Торгово-промышленной палатой, обещанная господдержка прошла мимо 50 про-центов предпринимателей. Её невозможно получить, потому что принятая сейчас модель определения по кодам ОКВЭД пострадавших от пандемии коронавируса компаний грешит неточностью. Она не позволяет в ряде случаев указать корректный основной вид деятельности предприятий МСП, от которой зависит госпомощь.
К примеру, предприятия с общим кодом ОКВЭД 47.1 (розничная торговля в не-специализированных магазинах) не могут рассчитывать на меры поддержки, хотя фактически подпадают под виды деятельности, пострадавшие от пандемии.
Это несправедливо, считают законодатели. Поэтому в ходе «правительственного часа» в Госдуме было предложено расширить категории предпринимательского сообщества, которым оказывается помощь. Ответной реакции со стороны кабмина на предложения депутатов стоит ожидать к концу июня, когда будет принят национальный план восстановления экономики, включающий в себя большой перечень мер поддержки, и в первую очередь малого и среднего предпринимательства. Механизм доуточнения ОКВЭД будет включён в этот план.
Комментарий А.А.Кавинова: «В какой-то части, действительно, ситуация показала, что критерия ОКВЭД не всегда достаточно. Меры поддержки должны иметь более точечный, почти индивидуальный подход. Посмотрим, какие могут быть варианты корректив в этой теме, чтобы решения по тем или иным отраслям были наиболее эффективны».
Подготовлено по материалам Парламентской газеты