Цифровые технологии Росстата позволят всем желающим получить наглядную информацию по итогам переписи в два раза быстрее
О том, как будет проходить первая цифровая перепись населения в 2021 году и как новые данные могут изменить бизнес в России, рассказали участники круглого стола «Статистика в новых форматах. Как данные будут работать на бизнес».
Одно из главных преимуществ цифровых технологий – скорость обработки данных, которая позволит получать самую актуальную за всю историю переписей в России информацию о населении.
«Если вспомнить счетную машину Холлерита в XIX веке – она позволила сократить время полной обработки данных до восьми лет. В последнюю перепись 2010 года мы уже использовали современные технологии: компьютеры, сканирование листов – и успели подвести итоги за 3,5 года. Теперь первые итоги появятся уже через полгода после основного этапа переписи – в октябре 2021 года мы дадим полную численность населения страны. И в течение 2022 года опубликуем все итоги. Буквально полтора года – и весь массив данных будет обработан», – сообщил замглавы Росстата Павел Смелов.
Среди цифровых преимуществ переписи замглавы Росстата назвал участие в сборе данных портала Госуслуги, где россияне могут переписаться самостоятельно с 1 по 25 апреля 2021 года. Социологические исследования отмечают высокий интерес жителей страны к такой возможности, в том числе и у лиц старшего поколения. Такие же данные отмечаются и в регионах.
Дополнительным стимулом к самостоятельной переписи через интернет могут стать и бонусы от партнеров Росстата, раскрыл новую информацию Павел Смелов: «Помимо того, что переписываться самостоятельно удобно, за это будут дарить подарки. Крупный бизнес готов стимулировать граждан к использованию портала Госуслуги и выдавать небольшие презенты».
В свою очередь, организация цифровой переписи уже дала стимул для развития российскому бизнесу, сделав заказ на производство 360 тысяч планшетных компьютеров, а также серийный выход отечественной операционной системы «Аврора». После переписи разработчики российской ОС смогут более широко внедрять свой продукт в государственных структурах.
После систематизации данных и подведения окончательных итогов переписи в 2022 году полная обезличенная статистическая информация обо всех регионах, городах и поселениях станет доступна не только госорганам, но и каждому жителю России. Публичная работа с данными будет организована также на базе BI-платформы. Каждый пользователь сможет создавать свои уникальные запросы по любому населенному пункту, региону и всей стране в целом. По итогам запроса он оперативно получит точную статистическую информацию в цифровом, графическом и картографическом вариантах.
Дополнительные возможности в получении информации откроет и применение Росстатом цифрового анализа больших данных (Big Data). В дальнейшем технология позволит делать сравнительные расчеты с результатами переписи, получать уточненную статистику в период между переписями. Уже следующий год покажет, насколько точно большие данные мобильных операторов и крупных банков могут говорить о численности и других характеристиках населения.
«Крупный бизнес, который работает с данными, как Сбер, «Яндекс», уже стоит в очереди за получением всего массива информации. Для более мелкого бизнеса будут интересны данные о составе населения на определенных территориях. Перед открытием любой точки продаж предпринимателю нужно знать, где его потребитель находится. Сейчас коммерсанты выкладывают большие деньги за подобные исследования. Теперь эту информацию можно будет найти в свободном доступе на нашей BI-платформе. Любой бизнесмен, который захочет открыть точку продажи, зайдет к нам на сайт и сможет увидеть социально-демографический портрет жителей любого населенного пункта. И уже точно решит: стоит ли открывать продуктовый магазин или лучше спортивный, а может быть, товаров для детей, если в районе высокая рождаемость и много молодых семей. Все это будет полностью бесплатным», – рассказал Павел Смелов.
Три главных плюса от цифровизации переписи отметил генеральный директор INOSTUDIO Максим Болотов: «Во-первых, это позволит выстроить более грамотные маркетинговые стратегии на основе данных, во-вторых, – повысить компьютерную грамотность населения, и в-третьих, – заработать бизнесу».
Новые цифровые сервисы и данные, по мнению программного директора «Точки кипения» ДГТУ Сергея Коцуконя, позволят формировать новый рынок суперсервисов. «Все, что сегодня создается и применяется в рамках подготовки и проведения переписи – BI-платформа, цифровая аналитика, – позволяет представлять уже размеченные данные, что является самой максимальной ценностью в океане данных. Теперь мы сможем строить очень хорошую аналитику», – отметил он.