Об основных нарушениях, с которыми сталкиваются потребители финансовых онлайн-услуг
Специалисты Роспотребнадзора совместно с экспертами проекта Минфина России и Всемирного Банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» разработали памятку для потребителей«ФИНАНСОВАЯ КИБЕРГРАМОТНОСТЬ И БОРЬБА С МОШЕННИЧЕСТВОМ», которой содержатся рекомендации как снизить онлайн-риски.
Пандемия коронавируса ускорила переход потребления в онлайн, породив новые риски. Роспотребнадзор напоминает об основных нарушениях, с которыми сталкиваются потребители финансовых онлайн-услуг.
· Кредитование:
Ø навязывание ненужного кредита / займа при продаже товара или услуги;
Ø предоставление неполной информации о кредите – часть сведений «спрятана» в дальних разделах договора;
Ø скрытые комиссии, спрятанные в «тарифном плане»;
Ø займы, взятые посторонним на ваше имя;
Ø «порча» кредитной истории: финансовая организация «забывает» сообщить в бюро кредитных историй о закрытом обязательстве;
Ø отказ в реструктуризации кредита на заявленных условиях;
Ø недобросовестные кредитные брокеры и псевдоброкеры, взимающие оплату без оказания услуг;
Ø псевдопомощники: обещают «исправление» кредитной истории, поиск «законного» способа не платить долги», но только выманивают деньги и усугубляют положение.
· Страхование:
Ø включение в полисы условий, снижающих вероятность получения страхового возмещения;
Ø блокирование заключения договоров в электронном виде, если они невыгодны страховщику;
Ø невнесение агентом полиса в базу компании и присвоение денег страхователя;
Ø продажа накопительного инвестиционного страхования жизни под видом депозита;
Ø занижение суммы страховой выплаты.
· Инвестирование:
Ø предложение сложных продуктов (структурные облигации, производные финансовые инструменты) без надлежащего разъяснения их сути и рисков;
Ø сложно структурированные тарифы, подталкивающие к избыточной торговой активности;
Ø некачественные консультации, в т.ч. данные роботом-советником («робоэдвайзинг);
Ø «автоследование» (автоматическое повторение сделок) за неумелым «инвестиционным гуру»;
Ø возможность кражи части денег или ценных бумаг в случае недобросовестности брокера или управляющего.
Роспотребнадзор настоятельно рекомендует потребителям, столкнувшимся с указанными нарушениями обратиться в Единый консультационный центр по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный). Центр функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках.
При наличии признаков совершенного преступления вы можете обратиться на бесплатную «горячую линию МВД России» 8-800-222-74-47, черезпортал (если это Интернет-мошенничество, обратитесь в управление «К» МВД России) или в отделение полиции по месту жительства.
С уважением,
пресс-секретарь Управления
Иконникова Екатерина Юрьевна
Тел. 89202928865
Rpn52@yandex.ru
52.rospotrebnadzor.ru