Роспотребнадзор сообщаетГлавная » Федеральные и региональные органы власти » Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области » Роспотребнадзор сообщает 11 января 2021
Об утверждении «Правил бытового обслуживания населения» С 1 января 2021 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. № 1514 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения» (далее – Правила). Правилами устанавливаются требования к доведению до потребителя во всех случаях необходимого объема информации, на основании которого должна быть обеспечена возможность осуществления правильного выбора работ и услуг. Исполнитель помимо информации, доведение которой предусмотрено в соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", обязан довести до сведения потребителей также следующую информацию об оказываемых услугах (выполняемых работах): перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), форм и (или) условий их предоставления; указание на обозначение стандартов (при наличии), в соответствии с которыми оказываются услуги (выполняются работы); сроки оказания услуг (выполнения работ); данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение исходя из характера услуги (работы); требования, которые должны обеспечивать безопасность оказания услуги (выполняемой работы) для потребителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя; образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ); образцы (модели) изготавливаемых изделий либо их эскизы; перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Информация должна находиться в удобном и доступном для обозрения месте. Также Правилами предусмотрены специальные требования к условиям договоров, заключаемых с гражданами. Особо оговаривается, что договор с потребителем должен содержать как цену, так и описание выполняемых работ или оказываемых услуг, информацию о реквизитах исполнителя, сроки выполнения заказа, должность и подпись лица, принявшего заказ. Утвержденные Правила применяются ко всем видам бытового подряда (ремонт и изготовление швейных, меховых, ювелирных изделий, мебели, обуви, а также ремонт квартир, бытовой техники, мобильных телефонов, компьютеров, планшетов и т.п.), а также к различного рода возмездным услугам (если их оказание не урегулировано иными нормативными правовыми актами), таким как услуги химчисток, парикмахерских, салонов красоты, бань, саун и т.п.). В случае неразмещения для ознакомления в удобном и доступном месте необходимой информации (например, о цене услуг), невыдачи экземпляра договора потребителю, включения в него ущемляющих права потребителей условий (например, о не возврате предоплаты по договору в случае отмены заказа), отказа продемонстрировать результаты ремонта бытовой техники и аппаратуры при ее приемке - потребители могут оставить соответствующую запись в книге отзывов и предложений, а также обратиться в Роспотребнадзор, который уполномочен осуществлять контроль (надзор) за исполнением указанных Правил. Об утверждении «Правил оказания услуг общественного питания» С 1 января 2021 года действуют новые «Правила оказания услуг общественного питания", которые были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 1515 от 21.09.2020. Документ направлен на защиту прав потребителей услуг общественного питания. Важное нововведение в указанных правилах касается цен на услуги общественного питания. В документе прописано, что цена на услуги общественного питания должна определяться стоимостью продукции, указанной в меню (прейскуранте). В правилах указано, что любые платежи, которые не касаются стоимости заказанных блюд и выбранных услуг, не могут быть в одностороннем порядке добавлены в заказ (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и др.). Такой подход должен исключить практику введения потребителей в заблуждение относительно реальных расходов при оказании указанных услуг (когда к стоимости блюд, указанных в меню, прибавляются всевозможные доплаты за обслуживание). Вместе с тем, наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю приобрести услуги по организации досуга и другие услуги, однозначно указав на их возмездный или безвозмездный характер. То есть такие услуги могут быть выбраны потребителем добровольно на основе ознакомления с их потребительскими свойствами и ценой. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких дополнительных услуг (расходов), а если они оплачены - потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Правилами также устанавливаются требования к доведению до потребителя во всех случаях необходимого объема информации, на основании которого должна быть обеспечена возможность осуществления правильного выбора услуг. Установлено, в частности, что исполнитель обязан довести до сведения потребителей в том числе следующую информацию: • перечень услуг и условия их оказания; • наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; • сведения об объеме (весе) порций готовых блюд и покупных товаров, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции; • сведения о пищевой ценности продукции (включая калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления). По-прежнему исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию. Также в правилах прописано право потребителя получить услугу общественного питания в течение всего режима работы исполнителя. О маркировке товаров легкой промышленностиС 1 января 2021года запрещен оборот немаркированных товаров легкой промышленности. До 1 февраля 2021 года все участники оборота данной группы товаров обязаны промаркировать товарные остатки, не реализованные до 1 января 2021 года. Указанные сроки установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 1956 (далее Постановление № 1956), утвердившем также Правила маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации(далее – Правила), определяющие особенности маркировки, а также порядок реализации предметов одежды, произведенных до ввода обязательной маркировки средствами идентификации. Постановлением № 1956 установлено, что с 1 января 2021 года все участники оборота товаров легкой промышленности (юридические лица, индивидуальные предприниматели и аккредитованные филиалы иностранных юридических лиц в Российской Федерации, осуществляющие ввод товаров в оборот, оборот, и (или) вывод из оборота товаров) в соответствии с Правилами вносят в информационную систему мониторинга сведения о маркировке, а также о вводе товаров в оборот, их обороте и выводе из оборота. При этом участники оборота могут наносить средства идентификации на потребительскую упаковку, или на ярлык, или этикетку методом, не допускающим отделение средства идентификации. Средство идентификации предоставляется в виде двумерного штрихового кода в формате DataMatrix, а также дополнительно может быть записано на радиочастотную метку (RFID-метка). Оно не должно печататься на прозрачной оберточной пленке или каком-либо другом внешнем оберточном материале и перекрываться другой информацией. Товары ввезенные в Российскую Федерацию после 1 января 2021 года, но приобретенные до 1 января 2021 года могут быть промаркированы их владельцами до 1 февраля 2021 года, которые также будут обязаны предоставить сведения о товарах в информационную систему. Кроме того, Правилами установлено, что немаркированные товары, принимаемые на реализацию от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями в рамках договора комиссии, до предложения этих товаров для продажи также должны быть замаркированы, и их маркировку должен обеспечить комиссионер. Для регистрации предметов одежды в информационной системе мониторинга для участников оборота пунктами 24 – 26 Правил определен ряд необходимых сведений, которые, в том числе, должны содержать информацию о стране производства изделия, виде материала, составе сырья, цвете, возрастной категории и др. Маркировка товаров легкой промышленности призвана не только сократить объем нелегального оборота, но и повысить гарантию прав потребителей на приобретение качественных изделий. Цифровой код DataMatrix, нанесенный на товар, может проверить каждый потребитель с помощью специального бесплатного приложения в своем смартфоне, а органам, уполномоченным осуществлять контроль за маркировкой этой группы товаров, он укажет, кроме прочего, происхождение товара и его путь от производителя (импортера) до точки продажи. Об ограничении права кредитных организаций на отказ в выполнении распоряжений клиентов в совершении операцийВ конце декабря 2020 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон). Закон был разработан во исполнение пункта 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 апреля 2018 г. № Пр-613 по итогам встречи с женщинами-предпринимателями 7 марта 2018 г. в целях оптимизации подходов к применению кредитными организациями мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в целях защиты интересов добросовестных клиентов кредитных организаций. Изменения законодательства Российской Федерации, предусмотренные Законом, направлены на исключение необоснованного применения кредитными организациями права на отказ в выполнении распоряжений клиентов в совершении операций. Теперь по Закону банки обязаны сами сообщать клиентам о причинах отказа проводить операции в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Подобные правила касаются также и случаев отказа заключать с физическими лицами договоры банковского счета (вклада), а также их расторжения по инициативе кредитной организации. Напомним, что основаниями для отказов кредитных организаций в выполнении распоряжений клиентов о совершении операций являются положения пункта 11 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», то есть при непредставлении по банковской операции документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с положениями данного закона, а также когда в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Изменения вступят в силу по истечении 30 дней после дня опубликования Закона. |
|